С 1 апреля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 Закона № 98-ФЗ арендатор по договору аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения и (или) отсрочки уплаты арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования арендованного имущества, связанной с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Условия и сроки предоставления отсрочки уплаты арендных платежей в отношении договоров аренды недвижимого имущества установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 439.
Круг арендаторов, к которым применяются вышеуказанные льготы, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 434.
Таким образом, вышеуказанная проблема взаимоотношений между арендодателями коммерческой недвижимости и арендаторами по поводу сроков и размера уплаты в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» арендных платежей во многом решена на законодательном уровне и на уровне подзаконных нормативных актов. В этой связи полагаем, что необходимость в указанных выше случаях оформлять заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) по договорам аренды недвижимого имущества отсутствует, поскольку в упомянутых нормативных актах решены не только вопросы временного освобождения сторон от ответственности за неисполнение обязательств, но и определены период и обстоятельства, в течение которых арендаторы могут рассчитывать на снижение арендной платы.
В подобной ситуации предпринимателям необходимо обращаться в торгово-промышленную палату за получением заключения, а также к арендодателю с требованием об изменении условий договора аренды (об уменьшении, отсрочки (рассрочка) уплаты арендной платы) на основании статьи 19 Закона № 98-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 439 и № 434.